?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как я работал в театре





Картинка позаимствована у vorontsova_nvu Это очень интересное здание. Это так называемый Ресторан "Эрмитаж". Он описан у Гиляровского в "Москва и москвичи". До революции в этом здании был богемный кабак, в котором бывали Есенин, Станиславский, Немирович Данченко. Ресторан этот принадлежал некоему г-ну Оливье, который проживал в этом доме. Догадайтесь с трех раз, какое именно блюдо, так любимое советским народом было "изобретено" в этом доме. На чердаке этого дома, где сейчас железная крыша-раньше был зимний сад, с расписанными стеклами. Стекла расписывал художник Врубель. Сейчас в этом зимнем саде расположена вторая сцена Театра Школа Современной Пьесы. Мне довелось ка к то делать ремонт в вышеупомянутом театре. И местами, под многочисленными слоями краски, проступали фрагменты каких то росписей. Денег у театра было мало на ремонт, и единственное что я смог сделать-закрасить эти росписи водоэмульсионной краской, которую можно без труда смыть, если когда нибудь у кого нибудь найдется время и деньги.

Сразу после революции в этом доме располагался "Дом Колхозника", потом был пожар, здание основательно пострадало. Тогда и был зимний сад покрыт железом. Потом там расположилось издательство "Высшая школа". Во времена Чубайсовщины театру удалось "отприватизировать" у издательства половину здания...С этим зданием у меня связано много воспоминаний, это был один из самых памятных периодов моей жизни.

Попал я в это здание совершенно случайным образом. Дело в том, что главный режиссер театра Школа Современной Пьесы Иосиф Леонидович Райхельгауз был дрУжен с г-ном Чубайсом, тогдашним председателем Госкомимущества. Театр этот тогда арендовал у издательства Высшая Школа актовый зал и пару комнат. Спектакли перемежались собраниями, проводимыми издательством. Отношения у театра с издательством были не очень...

В здании селились множественные арендаторы. В частности продавались лыжи, парфюмерия и еще что-то, уже не помню.И вот как гром среди ясного неба-Райхельгауз умудрился без ведома и согласия издательства оттяпать половину здания, и в добавок еще целое здание во дворе. Разразился вселенский скандал, переросший даже в потасовку в фойе. Там, у старинной лестницы со львами, стояло не менее старинное зеркало в роскошной резной раме, которое и стало предметом потасовки. Главный инженер издательства настаивал на том, что это зеркало "числится у него на балансе", главреж же настаивал на том, что зеркало "установлено в той части здания, которое отошло театру". В результате они обменялись оплеухами и были растащены остальными свидетелями конфликта. Зеркало осталось в театре, и сейчас стоит в театральном фойе.

Так как из здания выход был всего один, по этой самой лестнице, а владельца у здания два - то конфликт стал затяжным. В театр мог войти кто угодно и когда угодно, не взирая на наличие либо отсутствие билетов. Были случаи, когда праздношатающиеся люди врывались в гриммерки к артистам или пытались выйти на сцену во время спектакля.В то время театры росли как грибы, государственных денег на их содержание не было. Именно поэтому театр "откусил" себе еще одно здание во дворе, чтобы путем его продажи-сдачи в аренду получить источник финансирования.

Я в то время работал в одной строительной фирме, владелец которой был знаком с Райхельгаузом. И они решили создать типа АО, в которое театр входит зданием, моя фирма - выполнением капитального ремонта, и нужен был еще третий участник, который это все проинвестирует за долю собственности в отремонтированном здании. Сразу скажу, что из этой затеи ничего не вышло. Я же был своим руководством "откомандирован" в театр с целью выполнения того самого ремонта. Вместо того, чтобы заниматься ремонтом второго здания, я полтора года занимался ремонтом самого театра.

Денег катастрофически не хватало. Здание находилось в ужасном состоянии: прогнулось перекрытие над зрительным залом, подвалы вследствие прокладки (вернее сказать прекращения работ по прокладке) линии метро "станция Трубная" оказались затопленными.

Первым делом нужно было что то делать с перекрытием. Для этого пришлось на чердаке над зрительным залом делать стальную ферму. Прогиб это не устранило, но дальнейшее провисание перекрытия было остановлено. В результате долгих многоступенчатых переговоров с издательством удалось договориться об устройстве второго выхода из здания.

Во время работ находились многочисленные пустоты в здании (типа комнат без входа-выхода). В этих комнатах были найдены рукописные меню ресторана 18 века. Как сейчас помню что то типа "медвежьи почки-45 коп..." Находились так же кованые гвозди. При расчистке толстенных слоев краски в самых неожиданных местах обнаруживались какие то росписи.. Было невыносимо жалко, что не было финансовой возможности все это восстановить в первозданном виде.Сцена, как вы сами понимаете-сооружение уже постсоветское, потому что в ресторане она была не нужна. Зал ресторана находился там, где сейчас зрительный зал.

Во время ремонта сцены приключился анекдотичный случай: главреж притащил в театр японцев, потенциальных инвесторов. Японцы, как выяснилось, были театрофилами. И когда главреж им стал рассказывать про Станиславского, который бывал в этом здани, то один из японцев полез на сцену и стал целовать пол, приговаривая (через переводчика ясное дело) что "по этим подмосткам ходил Станиславский". И ни у кого не хватило мужества сказать ему, что Станиславский приезжал сюда вовсе не ставить спектакли, а развлекаться с девицами, а сцены этой не было в природе за ненадобностью.

В помещении зимнего сада располагался огромный архив Высшей школы. Издательство забирать его не захотело, и этот архив был вывезен на свалку... Я сам видел там диссертации 1928 года...

На восстановление витражей, расписанных Врубелем, денег не было, поэтому они так и остались под железной крышей, зашитыми снизу гипсокартоном.. Может когда нибудь в последствии...

Тогда же случилась еще одна смешная история: после вывоза архива в помещении остались стеллажи, сделанные из хороших, прочных, высохших за много лет досок. Этих стеллажей было невыносимое количество, а так как денег на ремонт было мало, то я кинул по театру клич: - кому нужны доски на дачу-забирайте. Но, собственными силами и самовывозом. Откликнулся Дуров Лев Константинович.

Вообще то артисты в жизни совсем не такие, как в своих ролях в кино. Но, на мой взгляд Лев Константинович в жизни очень напоминает своего персонажа из фильма Бумбараш, где он сыграл деда, заманившего Золотухина в погребок "поесть сметанки". То есть по жизни он весьма обстоятельный и хозяйственный человек.

Теперь мне следует продолжить повествование как бы с "откатом в недавнее прошлое". Так как я не очень представляю, как этот самый "откат" осуществить практически, то будем считать, что этот откат мне удался и уже проделан.

В то время замечательная актриса Любовь Григорьевна Полищук (ныне покойная, светлая ей память, прекраснейший человек) только-только получила квартиру, и делала в ней ремонт. А я пытался ей оказать в этом посильную профессиональную помощь, которая выражалась в том, что я договорился с фирмою, выполняющей ремонтные работы в театре, что она "до кучи" сделает ей домой "самопальную" мебельную стенку.Кстати в те перестроечные смутные времена, рабочими работали совершенно удивительные люди. К примеру в той фирме работал на отделке целый коллектив докторов и кандидатов наук, которые подались от безденежья на заработки с завода имени Хруничева. Бригадиром был доктор наук Володя, который, по его рассказам, имел "авторское свидетельство на систему посадки лунохода на луну", и был так сказать закоперщиком в своем коллективе. Именно эти доктора наук после своей основной работы по вечерам и выходным делали пресловутую мебель для Любови Григорьевны. Причем-совершенно бескорыстно, надо заметить, то бишь-даром. Из уважения к Любови Григорьевне в частности и любви к театру вообще. Делали они эту мебель как раз в помещении архива...

И вот, в какое то из очередных воскресений приезжаю я в театр на работу. Навстречу мне, по той самой лестнице со львами, пыхтя от натуги пятится задом Дуров вместе со своим зятем, неся кусок от будущего шкафа...Я спрашиваю: -Лев Константинович, что это вы делатете? Он отвечает:- как это что? Самовывозом вывожу пиломатериалы на дачу.Я говорю:- так это ж не пиломатериалы, это мебель Полищук ведь.. Нужно было в тот момент видеть его лицо. Он побледнел, покраснел, потом опять побледнел.. В общем-расстроился жутко. Про эту мебель он ничего не знал, и просто решил что эти ящики в хозяйстве пригодятся. Он говорит:- Вадим, я очень убедительно Вас прошу-никому не рассказывайте про это неприятное недоразумение. Я говорю:- буду нем как могила.

Каково же было мое удивление, когда в понедельник весь театр хихикал над этим происшествием, и центром веселья был... сам Дуров, который в лицах рассказывал и показывал как было дело, как он организовал похищение мебели и так далее и так далее. Рассказчик, нужно заметить, он великолепный-весь театр включая монтировщиков, осветителей и электриков валялся от смеха..
promo neglinka_msk май 27, 2013 15:07 6
Buy for 50 tokens
По идее этот пост должен был быть в сообществе, но я его не нашёл... Поэтому на всякий случай ещё раз ставлю. В старину здесь, на берегу реки Неглинки, во владениях гр. Воронцовых находился сад. По мнению современников один из красивейших московских садов. Террасами спускался он от главного дома…

Comments

( 20 Уже поразили — Поразить знаниями )
a_dedushkin
5 окт, 2009 06:21 (UTC)
Большое спасибо!
Единственно: просто "Эрмитаж", без "зимнего". (http://community.livejournal.com/neglinka_msk/16661.html)
Художник В.Орлов.
prince_consort
5 окт, 2009 06:27 (UTC)
Исправил
zeltikov
5 окт, 2009 13:11 (UTC)
Не могли бы вы показать на здании, где была стеклянная крыша зимнего сада? На старых фотографиях этого не видно.
А я вам покажу внутренний интерер.

И что с этим хотят сделать.

Реконструкция уже идёт полным ходом.
Есть фотографии дворовых руин перед сносом.
prince_consort
5 окт, 2009 13:34 (UTC)
Если глядеть на здание со стороны главного входа, то зимний сад справа, за коньком крыши, со стороны двора. Он находился в мою там бытность в помещении архива, его снизу было плохо видно-только какие то ржавые фрагменты. А сверху-сплошная кровля из оцинкованной стали, я так понимаю уже новая. В настоящее время в этом помещении-вторая сцена театра. Я однажды на крышу лазил-самому было интересно где этот зимний сад. Но сверху было ничего не видно-сплошная крыша. О том что росписи на стенах делал Врубель-знаю с чужих слов:)) Об этом рассказывал главреж Райхельгауз, а откуда он это взял-я не знаю. Сами росписи на стенах видел лично, они появлялись при прокладке новой электропроводки. Во дворе этого здания было еще одно, аварийное, сильно пострадавшее от пожара. Не знаю есть ли оно сейчас-я там уже не был лет может десять. А когда проезжаешь мимо-его не видно
prince_consort
5 окт, 2009 13:39 (UTC)
Судя по фоторгафии-это зал ресторана. Но такого места я не помню.. В зрительном зале нет колонн, и лестницы нет так же. Честно говоря не могу эту фотографию сопоставить.. А Вы уверены что она -интерьер именно ресторана "Эрмитаж"?
zeltikov
5 окт, 2009 13:49 (UTC)
Не уверен. Фото и подпись из инета - а там Эрмитажей пропасть.)))
Между театром и рестораном Арарат всё снесено. Во двор не пускают.
А у вас не сохранилось фотографий с той работы?
prince_consort
5 окт, 2009 14:03 (UTC)
К сожалению нет, не сохранилось. Я тогда только-только в Москву приехал, скитался по сьемным квартирам, сильно бедствовал. Фотоаппарат был для меня непозволительной роскошью:))
a_dedushkin
5 окт, 2009 17:20 (UTC)
Рестораном "Узбекистан", наверное?
a_dedushkin
5 окт, 2009 17:25 (UTC)
А было там и такое:

Photobucket
Ресторан "Эрмитаж" на Трубной площади в Москве. Летний сад. Архитектор Бони И.И. Фото 1910-е гг.
zeltikov
5 окт, 2009 18:00 (UTC)
А окна на этом снимке, как и на показанном мной! Согласны?
Да, Узбекистан. Извините.
Этот кадр снят со двора. Нет заборов и сараев. Вероятно эта территория плавно переходила к пруду (там сегодня бассейн). Шикарный парк был!
a_dedushkin
6 окт, 2009 03:53 (UTC)
Окна те же.
Да, не осталось ничего...
zeltikov
10 окт, 2009 20:35 (UTC)
Затрудняюсь твою фотку привязать к реальности.
Если снято в сторону пересечения Неглинки и Рахманенского, то что за четырёх этажный дом вдали? Минздрав?
И ещё.
Из фотографий видно, что ресторан Оливье был не в здании театра - а на месте расторана Узбекистан.
Так кто врёт, фотография или литература?
-------------------
Когда вводили нумерацию домов, нумеровали земельные участки. Возможно, и ресторан Узбекистан относился к театру.
Я читал опись исторических объектов, составленную в 50-х годах - так там весь комплекс зданий сандуновских бань (от Неглики до Николы в звонарях) имел один номер дома по Неглинке, с делениями на строения для каждого отдельного здания.
Так могло быть и в этом случае.
Если рестоан Оливье был на месте ресторана Узбекистан, то в здании театра располагались бани с нумерами и девочками.
Любопытно, какая тематика присутствовала на росписях, вскрытых при ремонте? Если фривольная, то я прав.
Поговорим на эту тему...
a_dedushkin
10 окт, 2009 20:45 (UTC)
Ресторан находился именно в здании нынешнего театра. Но товариществу Оливье принадлежала вся земля по Петровскому бульвару практически до Крапивенского переулка и вглубь. Там где сейчас Узбекистан - тоже их было. И это был огромный комплекс с рестораном, гостиницей, банями и т.д. и т.п.
А вот конкретно эту фотографию я тоже никак привязать не могу. И маленькая она очень, а больше размером я такую не встречал...
А есть фотографии со двора (2006 г.) в сторону Петровского бульвара, т.е. в дворовую стенку театра?
zeltikov
10 окт, 2009 21:01 (UTC)
Всё снять не догадался. Вот что есть.
Вхожу в арку с Петровского бульвара и снимаю тупик справа.


Потом прохожу домик в центре двора и снимаю левую сторону. Что меня заинтересовало? Старые окна, берёзка, сетка... - уже не помню.


Это сараи справа (хронология съёмки соблюдена.


Это опять левая сторона (шагов 10 впрёд). Сводчатые пролёты окон первого этажа приглянулись.


А это тоже самое, но с поворотом чуть назад.



В этом году начался снос этих строений и охрана не дала сфоткать остатки.
Следующие фотографии я уже показал, так как вышел на Неглинку под арку.
a_dedushkin
10 окт, 2009 21:05 (UTC)
А вот на втором снимке пелёнкой затянут - это что за дом?
prince_consort
11 апр, 2011 10:51 (UTC)
Вот этот дом как раз таки и перешел в собственность Театра Школы Современной Пьесы. Был он аварийным тогда, после пожара
a_dedushkin
11 апр, 2011 13:00 (UTC)
Да, с тех пор уже выяснил:)
a_dedushkin
10 окт, 2009 21:03 (UTC)
А вот, мне кажется и дом четырёхэтажный: http://data6.gallery.ru/albums/gallery/83049--12074200-400.jpg Только здесь он снят с другой стороны.
zeltikov
10 окт, 2009 21:08 (UTC)
Не думаю. На фотке нет иллюминаторов - значит, снято под углом 45 градусов к Неглинке, с тыла. В таком ракурсе этот дом не попадёт в кадр. Надо в живую посмотреть, так я не помню этажность прилегающих зданий.
a_dedushkin
10 окт, 2009 21:22 (UTC)
Я тоже не помню..
Надо на место выехать.
( 20 Уже поразили — Поразить знаниями )

Profile

Неглинка. Наводнение
neglinka_msk
НЕГЛИНКА

Latest Month

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com